Театр Но

Театр Но зародился в XIV в. и сочетал в себе черты народных и арис-тократичних видов искусства. Он был чрезвычайно популярным среди самураев и аристократии. Театральные постановки не предусматривали временной и пространственной передачи реальности. Небогатое убранство сцены (обычно вообще отсутствует) и достаточно однообразные движения актеров ставили себе целью пробуждения воображения у зрителя. Актер мог сделать лишь несколько шагов, двигаясь по сцене, но его реплик и пения хора аудитория делала выводы, что герой прошел долгий путь. Как правило, обязательный атрибут — маска и громоздкий одежду персонажа, фактически скрывали мимику и телодвижения актера.

Театр Но есть царством жестов, большинство из которых чаще всего имеют определенный смысл, хотя есть и такие, которые вставлены исключительно для красоты, общей гармонии и целостности образа. На протяжении спектакля актер живо двигался по сцене в танце и вдруг застывал в определенной позе, подчеркивая этим особый драматизм ситуации. В моменты накала страстей, как правило, были полностью отсутствуют звук и движение. Это была не просто тишина, а напряженное молчание.

В пьесах Но были заняты четыре категории актеров: главный персонаж, который появлялся в двух ипостасях — сначала как человек, затем как дух; дублер или помощник главного исполнителя, его спутник; персонаж, который выполнял маленькие интерлюдии во время спектакля или в перерывах между актами; музыкант, игравший на одном из четырех традиционных для Но инструментов — флейте или трех видах барабанов. Также в спектаклях театра Но обязательно присутствовал хор и суфлеры-помощники. Продолжительность спектакля — от С до 120 минут, но раньше некоторые из них выполнялись в течение нескольких дней.

В наше время существует около 250 классических сценариев для театра Но, что делятся на несколько видов, а именно:

• божественные пьесы с мистическим сюжетом, в которых главный герой изначально является человеком, а потом превращается в духа,

• воинские пьесы, в которых главный герой в первой части спектакля духом воина, а во второй становится человеком и показывает зрителям свою героическую смерть;

• костюмированные (женские) пьесы, главный герой которых одетый как женщина и выполняет сложные танцы и песни;

• пьесы демонов — главный герой представляет собой дух демона или иной религиозной внеземной существа, действие спектакля напряженной и яркой. Пьесы, действие которых происходит в современности, входящих в отдельной категории. На спектаклях театра Но обязательно декорация с изображением сосны.

Одной из главных особенностей театра является использование актерами особых деревянных масок (их существует около 60 видов). Считается, что маска передает актеру духовную власть. Перед спектаклем актер долго всматривается в маску: перед тем как надеть ее, он якобы объединяется с ней — то есть теперь не существует маски и актера отдельно.